Для более полного понимания структуры рангов в Будзинкан, необходимо узнать, как выстраивается аналогичная схема в других японских боевых искусствах.
Традиционную, наиболее часто используемую, систему рангов придумали не так давно, как многие полагают. Система ранжирования по поясам была введена основателем дзюдо Дзигоро Кано в 1883 году. Она была заимствована из-за пределов мира боевых искусств. До этого большинство традиционных японских боевых искусств использовали сложную систему градации, которая не имела единства и общего порядка. Обычно ранги подтверждались рукописными сертификатами учителя или основателя. Часто высокие степени подтверждались свитками, имевшими иллюстрации технических приемов, наставлениями и секретами основателей школ (простейшей версией этого были школы, в которых было только два уровня: ученик и сертификат о полном освоении школы). По данной схеме ученики Кано-сенсея были разделены на 2 категории: «муданся» — «тот, у кого нет дана» и «юданся» — «тот, у кого есть дан». В каждой категории 10 рангов.
Таким образом ученик начинает свой Путь с 10 кю, постепенно приближается к 1 кю и аттестовывается на 1 дан. Далее ранги присваиваются по восходящей. В Японии, до получения 1 дана, принято носить белый пояс. Затем — черный. Зачастую мы видим, что ученики используют большое разнообразие цветных поясов. Такое обозначение было придумано в Европе для поощрения и мотивации детей к занятиям и получило широкое распространение во всем мире.
Стоит отметить, что слово ШО-ДАН (1 дан) переводится как «начальный дан». Обычно под этим подразумевается уровень обучения, когда студент имеет удовлетворительное понимание и навыки в основных техниках и теории искусства, поэтому может начаться реальное обучение. Ничего более (в России распространено заблуждение, что черный пояс — мастерский уровень).
Что касается различных додзё Будзинкан, пожалуйста, поймите следующее: каждый Шидоши (учитель) или додзё-чо (глава додзё) может свободно структурировать свою собственную учебную программу по своему усмотрению (если им это нравится). Поэтому требования к различным уровням ранга сильно различаются внутри Будзинкана. Таким образом, требования кю/дан — это всего лишь инструмент внутри небольшого сообщества людей, которые работают и учатся вместе, не более того.
Теперь поговорим о рангах в Будзинкан:
Основатель нашего направления, Масааки Хацуми, принял за основу вышеописанную систему, но дополнил и расширил ее по собственному усмотрению. В Будзинкане так же используется 10 степеней Кю, но затем введены не 10, а 15 степеней Дан. Первоначально ранги были названы в честь 5 элементов Годай (земля, вода, огонь, воздух, пустота), но в настоящее время мы используем только цифры для обозначения ранга.
В дополнение к этому, присваиваются еще несколько званий:
Shidoshi — студентам, прошедшим специальный тест на 5 дан, присваивается звание «Учитель». С этого момента разрешается проводить занятия и аттестовывать на ранги до 4 дана.
Shihan — это не настоящее звание, но так принято называть Учителей с рангом выше 10 дана при вежливом обращении к ним. Самому себя так называть не принято. Шихан часто переводится как «образцовый человек» и является титулом, который другие используют для обращения к человеку. Было бы абсолютно глупо и невоспитанно либо называть себя, либо требовать, чтобы другие называли тебя «шихан”.
Yushu shihan (excellent master teacher или «выдающийся шихан») и Dai shihan (grand master teacher или «великий образцовый человек») — являются самыми высокими званиями (не рангами!) в Будзинкане и присваиваются лично сокё (так называется основатель направления) Масааки Хацуми своим ученикам, которые посвятили изучению этого Пути несколько десятилетий своей жизни.
Так же Вы часто можете услышать термин «сенсей«. Так вежливо называют любого учителя. Дословно переводится, как «рождённый раньше», «преждерождённый», «старший». Этот человек не обязательно может быть старше вас по возрасту. Таким обращением можно подчеркнуть свое вежливое отношение и благодарность за знания. Опять же, сэнсэй — это титул, который другие используют для обращения к человеку. Было бы абсолютно глупо и невоспитанно называть так себя самому, либо требовать, чтобы тебя так называли другие.
Я хотел бы напомнить своим ученикам и всем читателям фразу Такамацу сенсея (учителя Масааки Хацуми): «My name is my rank». Не стоит гнаться за рангами, поясами и нашивками. Только ваше имя, опыт, дисциплина и знания могут являться показателем вашего ранга. Все остальное — лишь внешние атрибуты.
Ранги в системе Будзинкан обозначаются следующими нашивками и поясами:
10 кю — 1 кю: белые иероглифы Bujin на красном фоне. Нашивка с белой окантовкой. Женщины используют красный пояс, мужчины используют зеленый пояс.
1 дан — 4 дан: черные иероглифы Bujin на красном фоне. Нашивка с черной окантовкой. Используется черный пояс.
5 дан — 9 дан: черные иероглифы Bujin в белой окантовке на красном фоне. Нашивка с белой окантовкой. Используется черный пояс. Присваивается звание Shidoshi.
10 дан — 15 дан: изумрудные иероглифы Bujin на золотом фоне. Нашивка с небесной окантовкой. Используется черный пояс. Присваивается звание Shihan.